КРИТЕРИЙ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ РЕСУРСА ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ НАРАБОТКОЙ НА ОТКАЗ И ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ОТКАЗОВ АГРЕГАТОВ (ЭЛЕМЕНТОВ)
При проведении анализа приняты следующие допущения:
А — характеристика агрегата (элемента) имеет вид, приведенный на
X Рис. 6.3. Типовая ^.-характеристика агрегата |
Определим значение Tj, а исходя из минимума затрат эксплуатирующей организации на час налета изделия.
Пусть зависимость A-характеристики от Гр а имеет вид (рис. 6.4)
Рис. 6.4. Зависимость интенсивности отказов от наработки для "стареющих" агрегатов |
Сэк = — f — + [С2к + С2 (1 — а)] А.,
■’р. а
так как А = КТр а, то
Сэк = -^- + [c2« + c2°(i-«)]is:rpa.
р. а
Минимум расходов определим из условия
С = ———- -—
ЭК гр __ гр
ip. a Лр
Для агрегата, имеющего A-характеристику в соответствии с рис. 6.3, учитывая координаты точки перегиба (Тр а; А0), уравнение (6.9) можно записать в виде
|
|
|
|
|
|
На рис. 6.5 приведен график изменения Тр а (без учета 7р в зависимости от значений К и
С2а+С2°(1 — а)
Разработанные выше критерии целесообразности проведения доработок для устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, позволяют выработать следующий порядок работ по доработке и внедрению мероприятий:
1) установление (создание) технического задания на разработку мероприятия;
2) разработка возможных вариантов устранения выявленных недостатков конструкции;
3) предварительная оценка эффективности доработок. Выбор наилучшего варианта устранения выявленного недостатка;
4) разработка рабочих чертежей на доработку ранее выпущенных изделий и на изменение конструкции вновь выпускаемых изделий;
5) проведение доработки на опытном изделии, проведение испытаний;
6) оценка эффективности доработок по результатам испытаний; принятие решения о внедрении в серию и выпуск бюллетеней;
7) оценка эффективности доработок по результатам эксплуатации.
Остановимся более подробно на содержании указанных работ.
При разработке ТЗ на доработку необходимо дать краткое описание
выявленного недостатка конструкции. Привести требования, которые были предъявлены к рассматриваемой конструкции. В случае если требования не выполнены, необходимо разработать техническую документацию на проведение доработки. При этом необходимо, чтобы затраты на доработку окупились снижением расходов на эксплуатацию доработанных изделий. В зависимости от целей доработок (повышение безотказности изделия, увеличение ресурса, уменьшение степени опасности отказа, уменьшение трудоемкости регламентного обслуживания и т. д.) устанавливаются ограничения на стоимость выполнения доработок и минимально допустимые значения увеличения безотказности (или увеличение ресурса, или уменьшение степени опасности отказа, или уменьшение трудоемкости ТО). Условия обеспечения эффективности доработок можно получить из графиков, приведенных на рис. 6.1, 6.2,
6.5. Так, например, при проведении доработок агрегата, направленных на уменьшение его параметра потока отказов, условия эффективности доработок можно определить исходя из опыта эксплуатации с такими численными значениями, как
— Сп — стоимость устранения последствий отказа;
— а — вероятность того, что рассматриваемый отказ дает последствия;
— С° — стоимость устранения отказов без последствий;
— о — фактический эксплуатационный уровень параметра потока отказов, полученный по результатам эксплуатации.
Кроме того, на момент принятия решения о целесообразности доработок необходимо определить величину оставшегося ресурса парка самолетов, накоторых необходимо выполнить доработку по бюллетеню, и для вновь выпускаемых самолетов. Имея численные значения приведенных выше показателей и используя данные графики (см. рис. 6.1), можно определить допустимые значения стоимости доработки в зависимости от величины уменьшения параметра потока отказов, которое должно быть получено в результате этой доработки, т. е. можно в ТЗ на доработку определить необходимый уровень повышения надежности при допустимой стоимости доработки.
Конструкторские отделы разрабатывают варианты возможных доработок. Каждый вариант доработок должен быть оценен с точки зрения стоимости проведения доработок и ожидаемого уровня повышения надежности. Результаты оценки вариантов наносятся на график (см. рис. 6.1). Из рассмотренных вариантов принимается вариант, который лежит в области целесообразности доработок и на единицу затрат дающий максимальный прирост надежности.
Аналогично рассмотренному варианту используются другие критерии в зависимости от целей доработок. При определении стоимости доработок должны быть рассмотрены следующие затраты:
— стоимость разработки документации на доработку;
— стоимость изготовления необходимых деталей для доработки;
— трудозатраты на проведение испытаний;
— трудозатраты на проведение доработки.
Ожидаемый уровень повышения надежности оценивается одним из теоретических методов или из сравнительного анализа по аналогичным конструкциям.
Исходя из предварительных оценок, выбирается вариант доработки. Разрабатывается рабочая документация, по которой проводится доработка. Проводится необходимый цикл испытаний. При благоприятном исходе испытаний доработанное изделие запускается в серию.
Окончательно эффективность доработок оценивается с использованием вышеприведенных графиков и критериев с учетом фактического роста надежности, полученного по результатам эксплуатации доработанных изделий.